Сюжет фильма «Sybil» (Сибилла) 2006: рецензия

Тема психических расстройств давно стала нишей для всех видов триллеров и фильмов ужасов. Примерно 80% фильмов, посвященных этой теме, посвящены серийным убийцам, извращенцам или демоническим силам, и их главная цель — напугать публику, чтобы зрители, выйдя из кинотеатра выдохнули: «Фу, слава богу, это был просто фильм».

Однако, такие фильмы почти никогда не показывают, что большинство психических расстройств мучительно для людей, страдающих от них; что страдание от психологической проблемы травмирует и никогда не бывает приятным; что это настоящая драма, в конце концов. В то же время, фильмы, которые честно пытаются показать психические проблемы, поскольку они действительно часто делают большие истории, глубоко затрагивая публику, привлекая внимание к проблемам и потребностям психически больных, и повышение терпимости и сострадания к психологически больным людям.

Кадр из фильма "Сибилла"
Кадр из фильма «Сибилла»

Рецензия на фильм «Сибилла»: сюжет

«Сибилла» — фильм о женщине с диссоциативным расстройством личности, является одной из таких картин. Снятый в 2006 году Джозефом Сарджентом как римейк адаптации книги с тем же названием, выпущенной в 1976 году (сама книга, написанная Флорой Ретой Шрайбер, была издана в 1973 году), «Сибилла», несмотря на некоторые ее недостатки, является трогательной и драматической историей о женщине, борющейся за свое психическое благополучие с 16 личностями, занимающими ее разум.

События, изображенные в «Сибил», произошли в реальной жизни; это биографический фильм, посвященный Ширли Арделл Мейсон, женщине, которая действительно придумала 16 отдельных, автономных личностей, чтобы защитить свою психику от невыразимо жестоких пыток, которым она подвергалась в детстве. Став взрослой, Ширли начала посещать доктора Корнелию Уилбур, психоаналитика из Нью-Йорка, пытающейся вернуть ее к нормальной жизни. Хотя случай Ширли был уникальным для психиатрии в то время, доктору Уилбур удалось вернуть ее пациентку к здоровью и она была ее близким другом на всю оставшуюся жизнь. Интервью доктора Уилбура и Ширли Мейсон были положены в основу книги Флоры Шрайбер спустя три года после публикации, после чего последовал фильм. Однако история Ширли (или Сибил, как ее называют в книге) была настолько тревожной и трагичной, что в 2007 году Джозеф Сарджент решил сделать ее новую экранизацию.

Согласно фильму, Сибил приходит к врачу в 1957 году, жалуясь на то, что, по ее мнению, является отключением энергии или амнезией — периодами «потерянного» времени, когда она не могла вспомнить ни то, что она сделала, ни то, что она сказала, ни кого она встретила. Что еще больше напугало Сибиллу, так это то, что люди вокруг нее вели себя так, как будто во время этих отключений она все еще жила нормальной жизнью, как будто ее тело было одержимо кем-то еще, пока Сибилла «отсутствовала». Довольно скоро доктор Уилбур понимает, что Сибил возможно, развила в себе раздвоение личности; ее подозрения подтверждаются, когда Сибил, ускользнувшую во время одной из встреч с доктором, заменяет Пегги Лу — злая независимая девушка, всегда пытающаяся разбить вещи из стекла. Во время лечения доктор Уилбур знакомится с другими личностями Сибиллы: изысканной француженкой Вики, напуганной Пегги Энн. Каждая из этих личностей возникла как реакция Сибил на ужасные события, которые она пережила в молодые годы; ее детская психика, неспособная противостоять жестокости даже взрослого, разбилась на кусочки, каждый из которых был элементом настоящей Сибиллы. Например, поскольку Сибил всегда запрещали проявлять свой гнев, она должна была подавить его — до такой степени, когда он стал автономным, превращаясь в Пегги Лу, девушку, которая помогает избавиться от всей ярости Сибил. Будучи наказана за плач, Сибилла должна была «делегировать» эту функцию Пегги Энн. Будучи артистичным человеком, влюбленным во все прекрасное, мечтающим о путешествиях и новых впечатлениях, Сибилла «создала» Вики и Ванессу; Марсия помогает тоске Сибил и мыслям о самоубийстве, Мэри отвечает за доброту и так далее.

Причиной разрыва стала мать Сибил Хэтти: обеспокоенная и глубоко религиозная, консервативная женщина, предположительно страдающая от шизофрении. Трудно сказать, любила ли она Сибил, но из-за несчастий в собственной жизни она превратилась в монстра, избивающего, насилующего, унижающего, подавляющего и буквально пытающегося убить своего ребенка на протяжении всего ее детства. Вероятно не стоит описывать все пытки, которым Хэтти подвергала Сибил. Достаточно сказать, что те из них, что показаны в фильме, не составляют даже 50% того, что Хэтти действительно сделала со своей дочерью (в книге более подробно об этом).

В любом случае Сибил начала лечение, и, несмотря на многочисленные осложнения, доктор Уилбур удалось познакомить Сибил с другими ее личностями, ответственными за кражу ее времени и жизни. Как часть лечения, доктор Уилбур должен был использовать гипноз, пытаясь погрузиться в самые глубоко зарытые воспоминания и объединить все личности в одну. Фильм заканчивается сценой первого успешного сеанса гипноза, за которым следует короткое послесловие, рассказывающее о дальнейшей жизни Сибил и доктора Уилбура.

Что раздражало меня в фильме, так это то, что он кажется слишком коротким для масштабов драмы, которую он пытается воссоздать. Десятилетия лечения, сжатые до 90 минут, выглядят, мягко говоря, неубедительно, а также то, как Джессика Ланге действует как психоаналитик. Нет, я не собираюсь говорить, что она плохо действовала — напротив, она искусная актриса; но иногда мне казалось, что тот, кто написал сценарий для персонажа Джессики Ланге, мало что знал о психоаналитиках. Она слишком настойчива, слишком навязчива; иногда она бросает свои интерпретации в Сибил Тэмми Бланшар, как будто пытаясь сказать: «Это то, что ты действительно чувствуешь, ты, должно быть, чувствуешь это, ты должна ненавидеть свою мать за то, что она сделала с тобой». Возможно, это результат действительно короткого время обучения; возможно, ее интерпретации были в основном направлены на зрителей фильма, а не на Сибил. Может быть, это только мое впечатление, и все психоаналитики делают это. В любом случае, доктор Уилбур в этом фильме показался мне скорее заботливым другом Сибил, а не профессионалом.

Тэмми Бланшар преуспела; ее роль в этом фильме была, вероятно, самой трудной, и она старалась изо всех сил, так умело играя со своими голосовыми модуляциями и выражениями лица, что у меня часто возникало впечатление, что я смотрю на настоящего человека с раздельными личностями. Однако, опять же из-за исследования времени, похоже, что режиссер попытался втиснуть все разнообразие личностей Сибиллы в крошечную коробку 90-минутного фильма. Как в цирке: «Посмотри, что еще может сделать это экзотическое животное». Вместо того, чтобы сосредоточиться на каждой личности и раскрыть их внутренний мир, Сарджент продемонстрировал большинство из них довольно поверхностно, на мой взгляд, вместо того, чтобы сосредоточиться на моментах, которые могли бы быть опущены — например, противостояние доктора Уилбур с ее шовинистическими коллегами-мужчинами, которые не верили в ее методы лечения.

Тем не менее «Сибил» — мощный фильм. Речь идет о надежде и силе; это показывает, как доброта и профессионализм могут излечить даже самые глубокие раны, объединяя разбитую страдающую душу. Это также показывает, насколько опасны предрассудки и невежество; насколько хрупка психика ребенка, и как важно для родителей дарить детям любовь, а не ненависть. «Сибил» можно посоветовать в качестве аперитива к книге — те, кто интересуется историей Ширли Мейсон, могут скорее захотеть прочитать ее, чем смотреть фильм, потому что, хотя фильм драматический, сама книга потрясающая. «Сибил» — солидный римейк, но все же уступает, так сказать, первой экранизации 1976 года.

Поделитесь мнением

Ваш электронный адрес не будет опубликован, комментарий появится после модерации.